Федерация Томики Айкидо
itaf@tomikiaikido.ru   
+7 (4712) 50-00-52
+7 (960) 697-51-97
  
 
Федерация | События | Документы | История     Клуб | О нас | Галерея | Статьи | Контакты     Друзья
Все вокруг есть твое отражение (люди, предметы, явления). Изменив себя, ты изменишь мир. Айкидо - один из способов сделать это.

Статьи - Фрагменты "Айкидо с соревнованиями" Часть 1

ПРАВИЛА СОРЕВНОВАНИЙ В АЙКИДО ДЛЯ СУДЬИ

С целью повышения уровня воспитания, сихан Кэндзи Томики первый директор данной ассоциации, провёл переформирование айкидо, в результате чего и родилось айкидо с соревнованиями. Учитывая вышесказанное и уделяя большое внимание развитию ценного народного искусства, сихан указал на необходимость не только прежней тренировки приёмов, но и на соревнования «рандори-хо», которые дают возможность бороться друг с другом по своей воле. «Рандори-хо» имеет важное значение не только с технической точки зрения, (учитывая, что и техника не могла достичь высокого уровня, не используя соревнований), но и с моральной, то есть, способствует развитию благодаря преодолению душевного напряжения. А потому на соревнованиях необходимо помнить вышесказанное, и не уделять внимание только выигрышу. Для сохранения такого духа данное правило является минимальным.

Площадка для поединка

  • Это прямоугольник с катетами 9.09 метров («5 кэн» по японской мере), на которую настилаются 50 «татами».
  • В центре площадки проведены две стартовые прямые линии, между которыми 3.64 метра («2 кэн»).
  • Для зоны безопасности вокруг площадки более чем в 1.82 метра («1кэн») настилаются «татами». Площадка чётко выделяется.

Костюм

  • Боец должен быть одет в «доги», установленные данной ассоциацией, и завязать красную или белую ленту поверх пояса.
  • Данная организация признаёт такие «доги», которые соответствуют следующим условиям:
  • Кимоно «доги» должно быть такой длины, чтобы покрывать бёдра при завязанном поясе.
  • Рукава свободны, и их длина должна быть чуть ниже локтя.
  • Штаны «доги» свободны, и их длина ниже середины икр. (г) Пояс повязывается соответствующим способом так, чтобы не распахнулись «доги» и его длина должна быть такой, чтобы концы пояса равнялись 15 сантиметрам от узла.
  • «доги» должны быть чистыми, и отремонтированными.

Порядок поединка

  1. Время поединка

Поединок состоит из двух раундов, каждый из которых длится полторы минуты.

  1. Начало, перерыв, окончание поединка

  • Участники стоят у линии друг против друга, одновременно отдают поклоны друг другу. При этом команды занимают место следующим образом: по правую руку от почётного место («сёмэн»)— красная («ака»), по левую— белая («сиро»).
  • Поединок начинается по команде судьи («сюсин») — «хадзимэ» (начинайте!), прерывается по команде — «матэ» (подождите!), и оканчивается по команде— «ямэ» (прекратить!).
  • Когда окончился или прервался поединок, бойцы сразу возвращаются на линии и ждут указание «сюсин».
  • После объявления победителя («хантэй») судьей, бойцы кланяются друг другу, и уходят с площадки.
  1. Форма поединка

  • Бойцы поединка соревнуются в нападении и защите по определённой технике:
    «цуки-ваза» (атака «танто») и «тосю-ваза» (защита без оружия), один из которых держит в руке искусственный мягкий нож («танто»), а другой— голыми руками («тосю»).
  • Разрешается использовать «танто» из губки, который утвердила ассоциация.
  • Во втором раунде поединка бойцы меняются ролями.
  • «Танто» можно держать в любой руке, но нельзя перекладывать «танто» из одной руки в другую во время боя. Но это разрешено только тогда, когда бойцы возвращаются за свою линию по приказу судьи.

«Ваза» (искусство) поединка

Семнадцать приемов «тосю-ваза» бойца с голыми руками («тосю-гава»), утверждённых в книге "О соревнованиях айкидо" Кэндзи Томики 1978года издательства: пять приёмов «атэми-ваза» (приём удара), девять приёмов «кансэцу-ваза» (приём сустава) и три приёма «уки-ваза» ( приём поднятия). Бойцу с «танто» можно использовать только приёмы для атаки «цуки-ваза» и пять «атэми-ваза» для зашиты.

Оценки «тосю-ваза»

  • Оценки: «иппон», «ваза-ари», «юко»— определяются на базе таблицы, расположенной в конце этого текста.
  • Все приёмы (включая «цуки-ваза»), которые исполнялись после того, как один или два из бойцов уходили с площадки, не оцениваются («муко»). «Муко» считается в случае, когда боец вышел за черту площадки обеими ногами.
  • Оценка присуждается тому бойцу, который быстрее успел использовать приём.
    Например, если первый боец выполнил приём, заслуживающий «юко», и вслед за этим противник использовал тот же приём, или же ещё выше чем на «юко», то действие второго бойца не засчитывается («муко»).
  • Когда боец выполнил беспрерывно разные приёмы, заслуживающие больше чем «юко», ведётся в счёт только один, высший из них.

Техника ответных ударов («каэси-ваза»)

  • В «каэси-ваза» используют пять «атэми-ваза». Когда бойца с «танто» ухватили за руку, держащую «танто», он имеет право выполнить «атэми-ваза» любой рукой (включая запястье). Если его схватили за свободную руку, тогда ему нельзя использовать руку с оружием.
  • «Каэси-ваза» разрешено использовать бойцу с «танто» лишь тогда, когда противник конкретно ухватил бойца с «танто» за руку, а не когда только прикоснулся или только собирался схватить его за руку.
  • Когда бойца с «танто» схватили за руку или какую-нибудь часть тела (кроме головы и ног), тогда для защиты он должен использовать только «тэгатана» (в случае руки с «танто»— запястье), или же передвижение («идо-рёку») с целью лишения противника равновесия.

Оценки «цуки-ваза»

  1. Когда боец выполнил «цуки-ваза», соблюдая условия следующих пунктов, его приёмы засчитываются.
  • Атакующий должен попасть в грудь, живот, спину и бок (от подмышек до пояса, не включая пояса) при опущенных или прижатых к телу руках то же самое.
  • Боец с «танто» после выполнения приёма должен принять «сидзэн-тай»: спина прямо и бёдра не двигаются.
  • Боец должен ударить противника «танто» под прямым углом. Но, когда противник потерял «сидзэн- тай» или лежит, то это условие не обязательно.
  • Безопасная атака прежде всего. Удары, при которых прикасается кулак— запрещены, но если во время атаки противник не посторонившись приблизился, то это не обязательно.
  1. Если боец с «танто» атакует, обойдя преграду созданную руками противника («маваси-дзуки»), выполняя все условия пункта (1), то его действие оценивается как «цуки-ари».
  2. Если боец с «танто» выполнил приём заслуживающий «цуки-ари», и одновременно боец без оружия выполнил один из «тосю-ваза» выше чем на «юко», тогда предпочтение отдаётся «цуки-ари».

Нарушения («нансоку»)

Нарушения бывают трёх видов: проигрыш («хансоку-макэ»), предупреждение («чюй»), замечание («сидо»). Судья считает за нарушения следующие случаи.

  1. «Хансоку-макэ» (проигрыш) считается:

  • Если боец выполнил приём, который угрожает жизни противника, особенно подвергается опасности удариться головой. Например, при ударе в фронтальную часть тела («сёмэн-атэ») или ниже пояса («гэдан- атэ») и т. д., и одновременно хватает за ноги или подбивает противника.
  • Если нанесена противнику или себе травма, не позволяющая продолжать поединок.
  • Если боец получил предупреждения («чюй») и замечания («сидо»), которые в сумме составляют 4 балла («тэн»).
  1. «Чюй» (предупреждение) считается:

  • Если боец (сам или противник) не готовы к дальнейшей защите («укэми»), выполняет «кансэцу- ваза», падая. При приёме «маэ-отоси» (бросок вперёд) разрешено только стоять. (Если выполнять сидя то очень опасно.)
  • Когда боец в своих приёмах использует суставы пальцев, шеи или ног противника.
  • Когда боец умышленно сильно ударяет при приёме «цуки-ваза» или «атэми-ваза».
  • Когда боец выполнил приём, который не описан в пункте «Порядок поединка» например, используя технику дзюдо или борьбы и т. д.
  • Когда боец не послушался указаний судьи, касающихся безопасности.
  1. «Сидо» (замечание) считается:

  • Когда боец без оружия не посторонившись («тай-сабаки») от «танто» противника, приблизился. (Запрещено игнорировать правила борьбы.)
  • Когда боец без оружия не принял «сидзэн-тай», который сихан Томики установил.
  • Когда боец с «танто» при защите от противника уцепился за противника или обхватил его, положив свой «танто» под мышку, или согнувшись, становится на колени на «татами». Или когда он ударил своим «тэгатана» или «сётэй» (запястье) в опасную часть тела, особенно в лицо.
  • Когда боец с «танто» выполнил приём «каэси-ваза» перед тем, как его схватили за руку.
  • Когда боец с «танто» атаковал, держа нож за лезвие. Или же когда его схватили за руку, и он не освободившись («ридацу»), в тот же миг выполнил «цуки-ваза». (Это правило для предотвращения опасности)
  • Когда боец с «танто» умышленно или нечаянно уронил «танто» из рук, или когда боец без оружия пытается отнять «танто». И когда боец с «танто» подвергаясь правильному приёму противника, потерял «танто».
  • Когда боец схватил за «доги» противника.
  • Когда боец не старается бороться и умышленно или нечаянно уходит с площадки.
  • Когда боец нанёс ущерб личному достоинству противника или кричал.
  • Когда боец сидит, уходит с площадки или совершает какой-то поступок, который прерывает поединок, не попросив прошения у судьи.
  • Когда боец протестовал невоспитанно против решения судьи.

Определение оценки

  • Баллы распределяются так:
    «иппон»= «4 тэн» (4 балла), «ваза-ари»= «2 тэн», «юко»= «1 тэн», «цуки-ари»= «1 тэн»
  • Баллы каждого нарушения идут в счёт противника следующим образом:
    «2 сидо»= « I чюй»= « I тэн». «I чюй»= «I тэн», «хансоку-макэ»= «8 тэн»
  • Если поединок окончился по «хансоку-макэ», то боец не нарушивший правило считается победителем («фусэн-гати»), и получает «8 тэн», а нарушитель— ноль.
  • Если одному или двум бойцам по неизбежным причинам нанесена травма, не позволяющая продолжать поединок, судья объявляет «итами-вакэ». Тогда сразу определяют победителя по их тогдашним оценкам, но, если участники получают одинаковую оценку, то объявляют «хикивакэ» (ничья).

«Итами-вакэ», «хансоку-макэ» и т. д. считаются в следующих случаях:

  1. Случаи неизбежных причин, по которым бойцу нанесена травма, не позволяющая продолжать поединок.
  • Если одному из бойцов нанесена травма и объявлен «итами-вакэ», тогда бойцу без травмы, даже если он проиграл, в индивидуальном соревновании дают право участвовать в следующем поединке.
  • Если двум из бойцов нанесены травмы и объявлен «итами-вакэ» и оба не могут участвовать в следующем поединке, то в индивидуальном соревновании противник следующего боя считается победителем («фусэн-сё»). А в командном соревновании запасные бойцы могут участвовать вместо них. (В каждой команде есть два запасных.)
  1. Случаи, когда травма, не позволяющая продолжать поединок, нанесена противником умышленно:
  • Если бой не может продолжаться, то виновник этого получает «хансоку-макэ» (проигрыш), а другой боец— «хансоку-гати» (победа). Боец, получивший «хансоку-макэ», ко всем следующим боям этого соревнования не допускается. О том, будет ли он участвовать в боях следующих соревнований, ассоциация отдельно решает этот вопрос.
  • Боец, получивший в прошлом бое «хансоку-гати» и имеющий травму не позволяющую ему продолжать участвовать в следующем бое, то противник не состоявшегося боя получает «фусэн-сё». В командном соревновании запасной боец вместо него может участвовать.

Оценки победителя

  1. Сумма оценок первого и второго раунда является результатом, по которому определяют победителя.
  2. Если бойцы набирают одинаковое количество баллов, то предпочтение отдаётся тому у кого больше высших оценок («юсэй-но-хантэй»): то есть, в решении этого вопроса всегда высшая оценка имеет преимущество над низшей, и располагаются следующим образом.
  • «иппон»,
  • «ваза-ари»,
  • «юко».
  • «цуки-ари»
  1. Если и «юсэй-но-хантэй» не даёт результата, тогда победителя определяют по незначительным перевесам в счёте («кинса-но-хантэй»), то есть учитывается:
  • Число приёмов, близких к «юко»
  • Число «сидо»
  • Общие оценки поединка: поза, «тай-сабаки», активность, достоинство и т. д.
  1. Поединок может окончится раньше положенного времени, и объявлен победитель («кордо-гати») в следующих случаях.
  • Когда уже в первом раунде разница в счёте «8 тэн».
  • Когда во втором раунде разница в суммарном счёте «12 тэн».

Судья

  • Против решения судьи никто не может протестовать, кроме главного судьи.
  • Судья должен управлять соревнованиями и внимательно следить за ними и справедливо определить победителя.
  • На соревнованиях присутствуют судья и его помощники. Число помощников определяется правилами, установленными накануне соревнований.
  • Судья, стоящий к «сёмэн» на площадке, обладает всеми полномочиями в управлении соревнованиями. А помощники судьи, стоя в удобном месте, помогают ему.
  • Выбор победителя производится судьёй и помощниками.

Правила для судьи

  • На соревнованиях имеют место три метода: двухсудейская система, трёхсудейская и четырёхсудейская.
  • Когда принимается двухсудейская система, судья и помощник должны судить без флага, стоя друг против друга и постоянно передвигаться.
  • Когда принимается трёхсудейская система, два помощника, держа красный флаг в правой руке и белый— в левой, стоят за противоположными углами площадки напротив судьи. Помощники стоят или сидят, заранее оговаривается с судьёй.
  • В четырёхсудейской системе специальный закон определяет поведение всех его членов.

Судейское жюри и главный судья

  • На соревнованиях весь судейский состав организуют жюри. Главный судья назначается начальником отдела судейства данной ассоциации.
  • Если на соревнованиях после объявления «хантэй» один из судей сомневается в правильности решения, он может после обсуждения с главным судьёй исправить «хантэй».

Управление соревнованиями

  • Судья, констатировав поклоны бойцов, держа правую руку «тэгатана» перед грудью, объявляет «хадзимэ» (начало поединка), выступая на один шаг и вытягивая руку чуть поднимая её (до уровня лица).
  • Когда происходит необходимость прервать поединок, судья должен сразу объявить «матэ» (ждать), и заставить бойцов вернуться на линии старта. Главная задача— полностью остановить поединок, для чего он может втиснуться между бойцами или прикоснуться к ним.
  • Если боец покидает площадку, судья может прервать поединок, объявив «матэ», и заставить его вернуться на линию старта.
  • В случае недостаточной ширины зоны безопасности, а бойцы находятся "в застое", судья может объявить «матэ», и перевести их в центр площадки, сохраняя их положение.
  • Если боец выполняет приём, создающий опасное положение, угрожающее травмой, судья должен сразу прервать поединок, объявив «матэ», и поддерживать безопасность.
  • В случае, если боец не прекращает действие, угрожающее травмой, после того, как получил «сидо» или «чюй», судья может объявить ему «хансоку-макэ», даже если его действие не соответствовало пункту «Нарушения» (1)
  • После того, как судья остановил поединок объявлением «ямэ», он должен объявить окончание раунда, сказав «соремадэ» (до данного момента).

Поведение судьи при «хантэй»

  1. Когда необходимо прервать поединок или прекратить его, судья обязан вернуть бойцов на линии старта, и используя определённую терминологию и движения, объявить судебное решение (хантэй). В случае продолжения поединка, объявляется «хадзимэ».
  • «Иппон»: стоя прямо и произнося «иппон», поднять высоко вверх прямую руку в сторону соответствующего бойца.
  • «Ваза-ари»: произнося «ваза-ари». поднять прямую руку (под 90° ) ладонью вниз в сторону исполнившего приём.
  • «Юко»: то же самое, как «ваза-ари», но рука под 45°, произнося «юко».
  • «Цуки-ари»: стоя прямо, поднять вверх прямую руку в сторону выполнившего приём, произнося «цуки-ари».
  • «Фудзюбун»: если применённый приём не засчитывается, то судья должен два раза скрестить опущенные руки, произнося «фудзюбун» (недостаточно).
  • «Муко»: если применённый приём не соответствовал данным правилам или боевому духу, то судья должен скрестить «тэгатана» перед грудью, и одновременно произнести «муко».
  1. Помощники обязаны демонстрировать своё судебное решение о выполненном приёме до тех пор, пока не будет замечены судьей.
  2. Когда помощник демонстрирует своё решение, но поединок прерывается замечанием судьи «матэ», то помощник должен продолжать свою позу до объявления «хантэй» судьёй.
  3. Если боец выполнил приём, соответствующий на «юко» или «ваза-ари», и существует возможность выполнить более сложный приём, то судье запрещено останавливать поединок и необходимо продолжать позу соответствующую «хантэй».

В случае разногласия «хантэй»

  1. В двухсудейском случае
  • «Хантэй» судьи предпочитается суду помощника.
  • Если выполненный приём был не замечен судьёй, тогда принимается решение помощника.
  • Если решение помощника не устраивает судью, тогда он может продолжать поединок, не прерывая его, показывая помощнику позу «фудзюбун».
  1. В случае трёх судейской и четырёх судейской системы, судья и помощники имеют равные голоса, и судья должен соглашаться с решением большинства голосов. Однако, если бы судья был не согласен с решением помощников, он может позвать их на обсуждение. Но, в конечном итоге, решение выносится, всё- таки, большинством голосов. (В случае непринятия решения, последнее слово остаётся за судьёй.)
  2. Если во время поединка у помощника возникло решение остановить поединок, то он обязан сообщить об этом судье соответствующей позой, посте чего объясниться с судьёй.

Поведение судьи при вынесении решения о присуждении победы и проигрыша и замечаний о нарушениях.

  • Объявление победителя, после возвращения бойцов на линии старта, совершается как и «иппон», произнося «ака (сиро) -но-качи». Затем судья констатирует поклоны бойцов.
  • Объявляя «хикивакэ» и «итами-вакэ», судья, после возвращения бойцов на стартовые линии, опускает поднятую вверх правую (прямую) руку «тэгатана» до горизонтального положения.
  • Объявление «хансоку-макэ», после возвращения бойцов на линии старта, совершается обращением к нарушителю с объяснением причины, после чего объявляется с произношением «ака(сиро)-но-качи».
  • Объявляя «чуй», судья поднимает руку вверх, указывая указательным пальцем в сторону нарушителя. Объявляя «сидо», судья, опушенной рукой указывает указательным пальцем в сторону нарушителя.

Командные соревнования

  • Как правило, команда состоит из пяти бойцов и трёх запасных, но возможны изменения.
  • Победителем становится команда, получившая большее количество побед в одиночных соревнованиях.
  • Победителем каждого поединка становится набравший большее количество баллов, но в случае ничьей, победитель выбирается по «юсэй-но-хантэй» (превосходство), но не по «кинса-но-хантэй» (незначительная разница).
  • Если обе команды имеют равное число победителей, то сравнивая количество набранных баллов бойцами команды, выбирается победитель. Но если и это не даст определённого результата, (например, количество баллов одинаково), то победа присуждается по «юсэй-но-хантэй». Но если и это не решит вопроса, то необходимо устроить один дополнительный поединок между представителями команд, победа в этом поединке присуждается по количеству баллов, и в крайнем случае по «кинса-но-хантэй».
  • Соревнования проводятся любой системой: лигу, турнир, а также, смешанную.
  • В системе лиги, если число побед команд равняется, то места между ними распределяются, учитывая: 1) количество побед, 2) сумма баллов каждого бойца, 3) сумма баллов по «юсэй-но-хантэй».

Права бойцов и долг зрителя

  • Когда боец чувствует, что поединок не гарантирован безопасностью, или сомневается в справедливости, он может протестовать против судьи, как правило, через представителя его команды.
  • Зрителям запрещено ругать судью или бойцов.
  • Зрителям запрещено выходить на площадку, за исключением просьбы судьи, а также запрещено давать бойцу на площадке напиток и т. д.
  • Зрителям запрещено нарушать законы поединка, например, сообщать бойцу оставшееся время и т. д.

Комиссия по распоряжению

  • Данная комиссия, которая помогает судье, состоит из регистратора, контролёра времени и вызывающего.
  • Как правило два регистратора обязаны писать на доске объявлений баллы бойцов, подсчитывая их на основе каждого судебного решения. И одновременно они должны записывать их на бумагу для регистрирования, и сохранять её до конца соревнований, пока комиссия по регистрированию не соберёт её.
  • Как правило, один контролёр времени обязан проверять время и сообщать судье окончание поединка. Во время перерыва в поединке, он должен остановить часы и поднять руку вверх, чтобы показать это.
  • Один из регистраторов совмещает должность вызывающего, то есть, перед поединком, заранее, должен вызвать бойцов по очереди, сообщая их имена в зале.

В начало...

Таблица (стандарт «хантэй» и «тосю-ваза»)

Прием
«Юко»
«Ваза-ари»
«Иппон»
Примечание
1 «Сёмэн-атэ» Применивший приём держится уверенно, а отражающий потерял равновесие, или был приподнят противником. Применивший приём, теряя равновесие, подвергает противника в быстрое падение, и наоборот— сохраняя равновесие, подвергает противника в медленное падение. Применивший приём сохраняет равновесие, подвергая противника в быстрое падение на спину, бок или ничком. Для облегчения выполнения приёма разрешается ложить руку только на спину или бедро противника. * Бойцу надо выполнять «сёмэн-атэ» стоя, но после того, как отражающий упал, применившему приём разрешено сальто через противника.
* Применившему приём «сёмэн-атэ» разрешено касаться другой рукой спины или бедра отражающего.

2

«Айгамаэ-атэ» Принцип правила «сёмэн-атэ». Принцип правила «сёмэн-атэ». Принцип правила «сёмэн-атэ».  

3

«Гякугамаэ-атэ» Принцип правила «сёмэн-атэ». Принцип правила «сёмэн-атэ». Принцип правила «сёмэн-атэ».  

4

«Гэдан-атэ» Принцип правила «сёмэн-атэ». За основу принимается «сёмэн-атэ». Приём выполнен в остановке, и на падение противника требуется более двух секунд. В результате мгновенного приёма противник сбит, а применивший этот приём стоит или находится в движении. * Приём «гэдан-атэ» запрещено выполнять без готовности к дальнейшей защите «сутэми» и руками приподнимать противника, используя пальцы.
5 «Усиро-атэ» Применивший приём держится уверенно, а отражающий теряет равновесие. Принцип правила «сёмэн-атэ». Принцип правила «сёмэн-атэ». * При приёме «усиро-атэ» запрещено обхватывать противника сзади и запрещено при этом приёме подставлять ноги под бедро противника и бросать его.
6 «Оси-таоси» Боец без оружия, держась уверенно, и применяя «дзёдан-но-цукури», лишает противника равновесия, в результате чего противник не может контратаковать более двух секунд. Или, сохраняя «дзёдан- но-цукури», сталкивает противника за черту площадки. Боец с «танто» теряет равновесие и касается рукой или коленом и т. д. «татами». Удерживая локоть противника, задерживает контратаку более двух секунд. * «Дзёдан-но-цукури»: боец без «танто», хватая противника за руку, держащую «танто», поднимает её выше груди.
7 «Удэ-гаэси» Применивший приём держится уверенно, а отражающий теряет равновесие. Передвижением, сохраняет положение на «юко» более двух секунд. Или же боец без оружия сбивает противника, но теряет равновесие. Сохраняя положение на «юко», сбивает противника или, лишая его равновесия, сталкивает за черту площадки. * Приём «удэ-гаэси» запрещено выполнять по образцу «котэ-гаэси», то есть, повернувшись. Это грозит противнику сломать локоть.
8 «Хики-таоси» Применивший приём, держась уверенно, лишает противника равновесия что даже его голова сильно опускается. Сохраняя положение на «юко», заставляет противника коснуться рукой или коленом и т. д. «татами». Сохраняя положение на «ваза-ари», применивший приём удерживает противника более двух секунд.  
9 «Удэ-хинэри» Применивший приём держась уверенно, сплетением рук с противником лишает его равновесия что даже голова опускается. Сохраняя положение на «юко», заставляет противника коснуться рукой или коленом и т. д. «татами». Сохраняя положение на «юко», удерживает противника более двух секунд, или же противник выполняет «укэми».  
10 «Ваки-гатамэ» Применивший находится в движении, а отражающий теряет равновесие с вытянутой рукой (рука в локте 180°). Отражающий на мгновение остаётся с вытянутой рукой, а применивший приём держится уверенно. Сохраняя положение на «ваза-ари». удерживает противника более двух секунд. * При «ваки-гатамэ» запрещено останавливаться и сильно давить на локоть противника по принципу рычага. Но нападающему разрешено использовать правило, утверждённое законом, при котором он может (сам передвигаясь) надавливать на локоть с целью лишения противника равновесия.
11 «Котэ-хинэри» Применивший приём держится уверенно, а отражающий теряет равновесие. Сохраняя положение на «юко», заставляет противника коснуться рукой или коленом и т. д. «татами». Сохраняя положение на «ваза-ари», применивший приём удерживает противника более двух секунд.  
12 «Котэ-гаэси» Применивший приём, держась уверенно, абсолютно выворачивает кисть руки противника и лишает его равновесия. Сохраняя положение на «юко», заставляет противника опуститься на колени. Сохраняя положение на «ваза-ари», удерживает противника более двух секунд. Или же, сохраняя положение на «ваза-ари» или «юко», подвергает противника в падение.  
13 «Тэнкай-котэ-хинэри» Применивший приём, держась уверенно, выворачивает кисть руки противника, лишает его равновесия, и оставляет его в таком положении более двух секунд или сталкивает за черту площадки. Сохраняя положение на «юко», дёргает противника за руку и заставляет его коснуться рукой или коленом и т. д. «татами». Сохраняя положение на «ваза-ари», удерживает противника более двух секунд.  
14 «Тэнкай-котэ-гаэси» Применивший приём держась уверенно, удерживает руку противника и лишает его равновесия что даже его тело поворачивается, и оставляет его в таком положении более двух секунд или сталкивает его за черту площадки. Применивший приём, удерживая запястье противника, разворачивается на 360° и подвергает его в падение, или сталкивает его за черту площадки, сам теряя равновесие. Сохраняя положение на «ваза-ари», держась уверенно подвергает противника на падение или лишая его равновесия, сталкивает за черту площадки.  
15 «Маэ-отоси» Применивший приём стоит уверенно, а отражающий теряет равновесие или приподнят противником. Разрешено бросать, используя своё бедро, но запрещено нести противника на плече. Сохраняя положение на «юко», заставляет противника коснуться рукой или коленом и т. д. «татами». Передвижением, сохраняет положение на «ваза-ари», и при этом (1) сталкивает противника за черту площадки, или (2) противник выполняет «укэми», или (3) находится в этом положении более двух секунд. * «Маэ-отоси» запрещено выполнять как «сутэми-ваза», то есть падать с противником на его тело и как «кацуги-ваза», то есть, бросать противника, держа одной рукой за руку, а другой за какую-то часть тела. Такие приёмы грозят вывихом.
16 «Суми-отоси» Применивший приём держится уверенно, а отражающий теряет равновесие. Нападающий теряя равновесие, использует приём, в результате которого отражающий падает всем телом (или только задом). Принцип «ваза-ари», но приём выполняется быстро и не теряя равновесия. После выполнения, разрешается применившему приём опускаться на колени, если он держится уверенно.  
17 «Хики-отоси» Применивший приём держится уверенно (разрешено опуститься на колени), а отражающий теряет равновесие. Сохраняя положение на «юко», подвергает противника на падение, но сам теряет равновесие. Сохраняя положение на «юко», подвергает противника на быстрое падение, а сам сохраняет равновесие.  

 

Примечание 1 Это таблица (стандарт «хантэй») заключает в себе следующую цель:

  • Повышение техники и безопасности в соревнованиях айкидо, что является обязательным условием боевого искусства и особенностью японской культуры.
  • Позволяет правильно оценивать технику тренированного бойца, имеющего реальную силу и обладающего правильной техникой айкидо. (Особое внимание уделено оценке «юко»).

Примечание 2 Дополнительные объяснения об оценках «атэми-ваза».

* «Иппон» присуждается при выполнении двух следующих условий. Первое условие— обязательное движение по прямой в определённую сторону («идо-рёку»), держась уверенно. Второе условие— противник падает с определённой скоростью.

* «Ваза-ари» присуждается при выполнении одного из двух вышеописанных условий, при обязательном падении противника.

* «Юко» присуждается при выполнении первого условия, и при частичном выполнении второго, то есть, противник не падает, а лишается равновесия.

* При обязательном движении по прямой «идо-рёку» для облегчения выполнения приёма разрешено ложить руку только на спину или бедро противника.

Примечание 3 Дополнительное объяснение

  • В соревнованиях разрешено использовать только приёмы, установленные законом «рандори-хо», а именно: семнадцать основных приёмов и их варианты, а также «цуки-ваза», разрешённые в этом тексте.
  • «Ваки-гатамэ» (прижатие руки противника себе под мышку), разрешено только в случае, если для выполнения этого приёма пролезть под мышкой у противника (но не в «сутэми»!).
  • Упоминание в тексте "более двух секунд", это не конкретно измеренное время, а примерное представление судьи.

Приложение Эти правила вступили в силу с 21 июня 1992 года.

Примечание: Вышесказанные изменения, написанные по английски внесли в правила соревнований в айкидо для судьи первого августа 2001 года.

В начало...

РАЗДЕЛ ЭМБУ. ПРАВИЛА СОРЕВНОВАНИЙ (КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ). МЕТОД БАЛЛОВ. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ОТБОР

  1. Все команды, принимающие участие в соревнованиях, разделяются на равные группы, включающие по 10 команд.
  2. Из каждой группы выбираются по три команды, которые проходят в финальный этап соревнований.

ФИНАЛ

  1. Из прошедших в финал команд отбираются три, которые занимают 1-2-3 места.

ПРАВИЛА ПОДСЧЕТА БАЛЛОВ

  1. И в предварительном и в финальном разделе соревнований отбрасывают самый высший и самый низший баллы, поставленные пятью членами судейской комиссии, оставшиеся баллы суммируются.
  2. В случае равного количества баллов прибавляется низший балл.
  3. Если количество баллов опять остается равным, прибавляется высший балл.
  4. Если количество баллов все же остается равным, проводится повторное соревнование.
  5. Баллы, полученные на предварительном этапе соревнований не суммируются с баллами на финальном этапе соревнований.

ЗАПИСЬ. ОБЪЯВЛЕНИЯ

  1. В соответствии с программой заполняются и сверяются бланки с записями.
    * Заполнение бланков
    После окончания предварительного этапа в каждой группе бланки передаются членам регистрационной комиссии.
  2. Член комиссии, вызывающей спортсменов, объявляет: «Вызывается команда «ООО»»
  3. После окончания демонстрации по сигналу главного судьи все члены судейской комиссии показывают выставленные ими баллы, члены комиссии, вызывающей спортсменов, по сигналу главного судьи, поворачиваются направо и зачитывают баллы вслух. Счетная комиссия быстро записывает на бланках произнесенные баллы, и произведя подсчет, объявляет балл.
    Главный судья повторяет оценку, участвующие в эмбу получают официальную оценку. «Оценка на данный момент 00 баллов»
  4. Вызывается следующая группа участников «ОООО».
  • Требуются два члена регистрационной комиссии, два члена счетной комиссии, и два члена комиссии, вызывающей спортсменов.
  • Способ подсчета баллов: и в предварительном и в финальном разделе соревнований суммируются баллы, проставленные пятью членами судейской комиссии, после отбрасывания низшего и высшего баллов. Кроме того, на бланках указываются и суммирующие баллы, полученные после прибавления только высшего, только низшего и высшего и низшего баллов.
  • Если сумма баллов равная, прибавляют низший балл. Если сумма опять остается равной, и невозможно решить, какая команда заняла какое место, добавляется высший балл. Если приоритет опять не выявлен, выступление просматривается еще раз. (Пожалуйста, просмотрите приведенный пример записи на бланке). Ход соревнований на каждой площадке указан в программе.

ТУРНИРНЫЙ МЕТОД СОРЕВНОВАННИЙ

Две пары соревнующихся выполняют программу на татами одновременно в форме турнира. Победа или поражение присуждаются тремя (или пятью) судьями, которые поднимают красные или белые флажки. Ничьей быть не может.

В начало...

ПРАВИЛА СУДЕЙСТВА СМЕШАННЫХ КОМАНДНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ (только для спортсменов уровня первого дана и выше)

Разделы соревнований / площадка соревнований

  1. Раздел эмбу - корюгосин-но-ката 8 техник (сувари-вадза - хандза-хандати) / 25 татами
  2. Раздел эмбу - корюгосин-но-ката 8 техник (тосю -тати -вадза) /25 татами
  3. Раздел танто тайсабаки (только женщины) /18 татами
  4. Раздел тосю ранд ори (только мужчины) /32 татами
  5. Раздел танто рандори (только мужчины) /32 татами

Метод проведения соревнований

  1. Корюгосин-но-ката 8 техник (сувари-вадза - хандза-хандати)
    Две группы соревнующихся (красные и белые пояса) разделяются на тори и уке и по команде «хадзимэ» начинают выполнять корюгосин-но-ката 8 техник (сувари-вадза - хандза-хандати).

 

  1. Корюгосин-но-ката 8 техник (тосю тати вадза)
    Две группы соревнующихся (красные и белые пояса) разделяются на тори и уке и по команде «хадзимэ» начинают выполнять корюгосин-но-ката 8 техник (тосю тати вадза).

 

  1. Раздел танто тайсабаки.
    - Продолжительность поединка: поединок состоит из двух частей. Каждая половина длится 30 секунд. Форма выполнения: оба противника (один невооруженный, другой держит мягкое танто) выполняют танто цки и тайсабаки.
    • после половины поединка танто переходит к другому противнику.
    • можно нанести до пяти танто цки. Если в течение отведенного времени было нанесено 5 танто цки, танто переходит к другому противнику.
    • танто получает баллы за нанесенные цкиари, тосю получает баллы за тайсабаки, которые он выполняет для защиты от цкиари.
    • кода танто наносит цки, ему присуждается «цкиари», форма выполнения цки и стандарты, по которым ее оценивают соответствуют 6-му разделу «Правил судейства соревновательного айкидо».
    • в случае, если тосю, используя тэгатана тайсабаки, удалось совершенно избежать цки, тосю получает одно очко «балл боге».

- Метод вынесения решения:

    • во время первой и второй половины поединка ведется подсчет очков и победа или поражение присуждаются по сумме баллов.
    • в случае равного количества баллов решение выносится по 1) количеству цки, 2) количеству баллов сидо/хансоку.
    • если с учетом вышесказанного, количество баллов все же остается равным, то решение выносится с учетом правильности стойки во время атаки и мастерства выполнения тайсабаки.

    - пункты хансоку (штрафные очки)

    • сидо (два очка чуй образуют один балл сидо): присуждается в случае захвата кимоно или в случае, когда обхватывают противника обеими руками. (Сидо за выполнение тайсабаки присуждается так же, как и в разделе соревнований танто ранд ори).
    • маай сидо:
      присуждается тосю в случае, если он настолько сокращает дистанцию, что это не позволяет танто выполнить цки.
    • присуждается танто в случае, если он настолько увеличивает дистанцию, что за один шаг не может приблизиться для нанесения цки.
    • сидо за выход из зоны соревнований:
      присуждается в случае, если нога участника заступила за зону соревнований.
    • сидо за неправильную стойку:
    • присуждается танто за то, что он наклоняется вперед во время нанесения цки.
    • присуждается танто за то, что он наносит цки ниже пояса.
    • присуждается танто за то, что он выполняет цки слишком высоко, низко или глубоко.
    • присуждается тосю за то, что он стоит, наклонившись вперед или назад.
    • тайсабаки сидо:
    • чуй (одно очко присуждается противнику) присуждается тосю, если он не может правильно выполнить тайсабаки, или если он работает так, что выполнение танто цки кажется опасным.
    • хансоку макэ (6 очков присуждается противнику) присуждается спортсмену, который нанесет травму противнику.
  1. Раздел соревнований тосю рандори.
  • Продолжительность поединка 2 минуты
  • Содержание соревнований - выполняются техники- дзюнанахон-но-ката в форме рандори.
  • Пункты хансоку (штрафные очки):
    - сидо присуждается в случае, если нет активной атаки, если работа ведется в неправильной стойке.
    - чуй присуждается за опасное выполнение техники.
  1. Раздел соревнований танто рандори:
  • Продолжительность поединка - две половины по 60 секунд
  • Метод судейства - победа или поражение присуждаются в соответствии с «Правилами судейства соревновательного айкидо».
  • Пункты хансоку (штрафные очки)
    - сидо присуждается соревнующимся, если хотя бы одна нога заступит за зону соревнований.
    - присуждается тосю, если он своими двумя руками захватит обе руки атакующего или будет обхватывать противника.
    - присуждается танто, если он будет использовать тэгатана невооруженной руки либо захватывает руку противника, препятствуя точно выполнять атэми или тайсабаки.

В иных случаях необходимо руководствоваться «Правилами судейства соревновательного айкидо».

МЕТОД СУДЕЙСТВА

  1. Раздел эмбу - корюгосин-но-ката 8 техник (сувари-вадза - хандза-хандати). Трое судей (главный судья, два заместителя) одновременно поднимают флажки. Решение выносится большинством голосов.
  2. Раздел эмбу - корюгосин-но-ката 8 техник (тосю-тати-вадза). Так же, как в пункте 1.
  3. Раздел танто тайсабаки. В соответствии с описанным выше, решение присуждается по очкам. В случае равенства баллов победитель определяется большинством голосов.
  4. Раздел тосю рандори. В соответствии с описанным выше, решение присуждается по очкам. В случае равенства баллов победитель определяется большинством голосов.
  5. Раздел танто рандори. В соответствии с описанным выше, решение присуждается по очкам. В случае равенства баллов победитель определяется большинством голосов.

В начало...

ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ СУДЬИ В АЙКИДО

  1. Во время соревнований судьи готовы:

  • оценить исполнение техники (правильное)
  • придерживаться запретов (правил судейства)
  • произносить команды (правильно, громко)
  • жесты (быстро, правильно)
  • выносить решение (быстро, правильно)
  • быть справедливыми (беспристрастными)
  1. Внимание судей обращено на:

  • правильно ли соблюдается этикет

- Обращается внимание на то, хорошо ли соревнующиеся и судьи знают правила этикета, например, в случае, если соревнующиеся не придерживаются правил этикета, необходимо поправлять их столько раз, сколько потребуется.
- Однако, если правила не соблюдаются, судья должен сам указать на ошибки, и после этой демонстрации объяснить соревнующимся, насколько важно соблюдать правила этикета.
- Затем указать соревнующимся их места (в случае командных соревнований), расставить команды согласно жеребьевке, и указать, что важно при заходе и уходе с татами по возможности не проходить перед судьями,
- Кроме того, соревнующиеся и после окончания демонстрации должны придерживаться этикета. Даже если они проиграли, их одежда должна быть в порядке, а поведение быть строгим и беспристрастными.

  • Как должен вести себя главный судья.

- Например, во время смены членов судейской комиссии, они должны перемещаться быстро, но организованно, кроме того, отношение судей к соревнующимся во время их захода (ухода) с татами должно соответствовать требованиям этикета.
- Итак, оба заместителя главного судьи одновременно занимают свои места и дают команду к началу соревнований.

  1. Необходимо занимать правильные позиции.

- Судьи должны стараться не поворачиваться спиной к сёмэн и без необходимости не выходить с площадки.
- Желательно, чтобы соревнующиеся стояли на расстоянии 1-2 метров так, чтобы их было хорошо видно.
- Комментарий: двое заместителей главного судьи одновременно занимают свои места таким образом, чтобы ничто не заслоняло им обзора.

  1. чтобы в поле зрения находились соревнующиеся
  2. чтобы у заместителей главного судьи не было мертвых зон обзора
  3. чтобы стоять на правильных позициях.
    Эти три пункта каждый должен контролировать самостоятельно.
  1. Поведение. Жесты должны быть своевременными и правильными.
  • Поведение судьи не должно выражать сомнение (плохой привычкой является останавливать руку на полпути или под неправильным углом, двигаться всем телом).
  • Поведение должно следовать предписаниям. Например, при командах «хадзимэ», «сорэмадэ» жесты должны быть четкими, и команды должны отдаваться одинаково сильным голосом, иначе это производит впечатление напряженности.
  • Объявление результатов обычно занимает больше двух секунд.
  1. Что ожидают от заместителей главного судьи.
  • Осуществлять судейство под руководством главного судьи.
  • В случае несогласия с мнением главного судьи, четко мотивировать свое решение.
  • Будучи вовлеченным в другие соревнования, судья не должен выглядеть небрежно или неряшливо.
  • Судья может перемещаться и удаляться от своего места во время исполнения своих обязанностей

- будучи вызванным, в случае, если необходимо совещание трех судей.
- для сопровождения участников, которым необходимо переодеться.
- в случае, если приближение к нему участников соревнований грозит опасностью.
- в случае, если главный судья попал в мертвую зону обзора, необходимо переместиться, чтобы влиять на его решения в этот момент.
- если соревнующиеся в возбужденном состоянии не слушают команд главного судьи, необходимо немедленно привести их к порядку.
- если в соревнованиях принимают участие девушки, необходимо давать указания им лично.

 


© 2007—2013 Межрегиональная спортивная общественная организация "Федерация Томики Айкидо"